Развитие и исправление речи учащихся школы-интерната является составной частью комплексного воздействия на детей, имеющих проблемы в развитии. Логопедическую службу в ГОБОУ ОСКОШИ VIII вида осуществляет учитель-логопед Чеботаева Екатерина Юрьевна. В начальном звене (1-4 кл.) логопедическую помощь получают 19 учащихся, в среднем звене (5-9 кл.) - 24 учащихся. Своевременная и целенаправленная работа по устранению нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Нарушения речи у детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование разнообразных игровых приёмов, занимательной наглядности и красочных пособий.
Задачи логопедической работы:
- консультативно - диагностическая;
- коррекционно-восстановительная;
- психологическая и социальная помощь учащимся с нарушением речи.
Направления практической деятельности школьного логопеда:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися программ;
- просвещение педагогов, родителей (законных представителей) в области специальных знаний по логопедии.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у детей с ограниченными возможностями здоровья очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе.