Главная » Статьи » Дидактические разработки

«Использование блиссимволов в коррекции лексико-грамматической стороны детей с ограниченными возможностями здоровья»

В мировой практике успешно используется так называемая альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), которая направлена на расширение коммуникативных возможностей человека с ограниченными возможностями здоровья. Система включает в себя нетрадиционные способы общения, замещающие или дополняющие недостаточно сформированную речь. К ним относятся объектная коммуникация, естественные и поддерживающие жесты, а также множество разновидностей графической коммуникации. Среди средств альтернативной и дополнительной коммуникации заслуженное место занимает язык блиссимволов.

Блиссимволика – визуальная базисная письменность, в которой символы представляют значения, а не буквы, и применимы к любому языку.

Блиссимволы, как систему знаков, приемлемо использовать на занятиях с детьми с ОВЗ для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Дети с ОВЗ испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.

В работе с детьми с ОВЗ мы используем блиссимволы, которые  эффективны в коррекции лексико-грамматической стороны речи и в развитии связной речи.

Первой важной задачей преодоления системного недоразвития речи является обогащение словаря. Для обогащения словарного запаса нами используются следующие игры:

1. Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Описание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

2. Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Описание игры: Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова.

3. Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Описание игры: Перед ребенком раскладывается несколько символов со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, машина и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

4. Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Описание игры: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков с симовали, изображающих сад (для фруктов), огород (для овощей), ель (для диких животных), дом (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок.

5. Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Описание игры: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

6. Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Описание игры: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Для формирования словообразования нами используются следующие игры:


1. Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Описание игры: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

2. Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Описание игры: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

3. Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Описание игры: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д.

4. Игра «Что делал? Что делала?»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам

Описание игры: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

5. Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения

Описание игры: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

6. Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи

Описание игры: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Категория: Дидактические разработки | Добавил: russ1971 (25.04.2012) | Автор: Чеботаева Е.Ю.
Просмотров: 2514 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Вера Петровна Шаповалова  
Екатерина Юрьевна, я прочитала материал - спасибо, для меня это новая методика.

1 Галяутдинова Зульфия Абузаровна  
Очень интересный материал, спасибо большое.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]